Приложения - Здоровые недоношенные дети.

  • Вы хотите иметь ребенка
  • Строение и функции половой системы женщины
  • Физиология половой жизни (нормальное функционирование)
  • Возрастные особенности
  • Нарушение функционирования
  • Расстройства менструальной функции
  • Воспалительные процессы в половых органах
  • Пороки развития и аномалии положения половых органов
  • Строение и функции половой системы мужчины
  • Физиология половой системы (возрастные особенности)
  • Можете ли вы стать родителем
  • Признаки беременности
  • Внутриутробное развитие ребенка
  • Плацента
  • Физиология беременной женщины
  • Патологическая беременность
  • Влияние неблагоприятных факторов
  • Гипертоническая болезнь
  • Пороки сердца
  • Гипотония
  • Сахарный диабет у матери
  • Ожирение
  • Несовместимость крови матери и плода
  • Ранний токсикоз
  • Причина наступления родов
  • Предвестники родов
  • Подготовительный период
  • Начало родов
  • Собственно роды
  • Как правильно вести себя во время родов
  • Роды дома и домашние роды
  • Если роды начались в дороге
  • Роды в воду
  • Особенности послеродового периода
  • Как прибывает молоко
  • Осложнения при грудном вскармливании
  • Можно ли кормить грудью если мать больна
  • Питание кормящей матери
  • Грудное вскармливание и лекарства
  • Допустимые нагрузки
  • Гости
  • Первые трудности
  • Как вновь стать красивой
  • Вы начали полнеть
  • Адаптация и родовой стресс
  • Оценка состояния новорожденного
  • Масса и размеры тела
  • Кожа
  • Волосяной покров тела и ногти
  • Голова и лицо
  • Нос
  • Глаза
  • Уши
  • Полость рта
  • Грудная клетка
  • Живот
  • Половые органы и молочные железы
  • Сердце и система кровообращения
  • Дыхание
  • Эндокринная система
  • Костно мышечная система
  • Стул
  • Масса и размеры тела
  • Зрение
  • Слух
  • Движения и управление телом
  • Психическое развитие и воспитание
  • Поощрение любознательности
  • Режим дня
  • Грудное вскармливание
  • Смешанное и искусственное вскармливание
  • Сцеживание и хранение молока
  • * Все статьи и разделы
     


    Здоровые недоношенные дети.

    ---- Комплекс 1 (от 2 до 4 недель):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — ребенка держат на руках, животиком прижимая к себе и поддерживая одной рукой под ягодицы. Ладонью свободной руки ритмично надавливают на его спину. Ладонь передвигают от шеи до поясницы.

    2. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Ладонями ритмично надавливают на грудную клетку, спереди и сбоку, обходя грудину.

    3. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на боку. Ладонями ритмично надавливают на грудную клетку, сбоку и сзади. То же на другом боку.

    4. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной клетки — выдох.

    5. Рефлекторное упражнение для стоп. И.п. — лежа на спине. Взять стопы ребенка, большими пальцами наносить штриховые раздражения в направлении от мизинца к пятке. В ответ малыш должен отводить стопы кнаружи и веерообразно разводить все пальцы (это бывает не всегда и не сразу).

    6. Рефлекторное упражнение для стоп. Указательным и средним пальцами захватить ступни ребенка, а большими — нажимать на них у основания пальцев. При этом пальцы стопы должны сгибаться. Затем большими пальцами провести штрихи по внутреннему краю стопы от большого пальца к пятке, а по наружному краю — к мизинцу. Стопа должна разгибаться.

    7. Выкладывание на живот. Ребенок, как правило, поворачивает голову в сторону.

    8. Дыхательное упражнение. Повторить упражнения 1 и 2. Продолжительность занятия 6–8 минут. Каждое упражнение проделывают 3–4 раза.

    ---- Комплекс 2 (от 1 до 2 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение (комплекс 1, упражнения 1, 2).

    2. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на боку (поочередно на левом и правом). Левой рукой придерживать ребенка, а правой захватить его согнутую руку (за локоть), поднять ее кверху — вдох. Затем прижать ее обеими руками к груди и животу ребенка — выдох.

    3. Массаж рук (поглаживание). И.п. — лежа на спине. Вложить большой палец левой руки в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча от кисти к плечу.

    4. Рефлекторное упражнение для рук. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Большими пальцами обеих рук мягко надавить на ладонные поверхности обеих кистей ребенка. При этом он должен поднимать голову, а иногда и верхнюю часть туловища.

    5. Массаж ног. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к туловищу, обходя коленную чашечку.

    6. Упражнение для стоп. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Выполнить упражнения 5 и 6 из комплекса 1, перейти к поглаживанию большими пальцами рук тыльной поверхности стоп ребенка, поддерживая их двумя-тремя пальцами обеих рук за пятки. Поглаживать по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

    7. Массаж живота. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Круговыми движениями поглаживать живот ладонью, максимально разогнув пальцы кверху. Обходить область печени (правое подреберье).

    8. Рефлекторное упражнение. И.п. — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.

    9. Рефлекторное упражнение. И.п. — то же. Немного наклонить ребенка к себе и, прикасаясь его стопами к поверхности стола, вызвать шаговый рефлекс.

    10. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной клетки — выдох.

    11. Массаж спины. И.п. — лежа на животе. Легко поглаживать ладонью спину ребенка от головы к ягодицам, обходя поясничную область, и от ягодиц — к голове тыльной стороной руки.

    12. Массаж грудной клетки. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать пальцами межреберные промежутки от середины грудной клетки к бокам, не нажимая на грудину.

    13. Упражнение на зрительное и слуховое сосредоточение. И.п. — лежа поочередно на спине и животе. Двигать яркой звучащей игрушкой в 25–30 см от глаз ребенка вправо, влево, вверх. Малыш должен поворачивать голову за игрушкой. Продолжительность занятий 8–10 минут. Каждое упражнение выполнять 3–4 раза.

    ---- Комплекс 3 (от 2 до 3 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной клетки — выдох.

    2. Массаж рук (поглаживание). И.п. — лежа на спине. Вложить большой палец левой руки в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча от кисти к плечу.

    3. Массаж грудной клетки. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать пальцами межреберные промежутки от середины грудной клетки к бокам, не нажимая на грудину.

    4. Массаж живота. И.п. — лежа на спине. А: выполнять круговое поглаживание (И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Круговыми движениями поглаживать живот ладонью, максимально разогнув пальцы кверху. Обходить область печени (правое подреберье)). Б: растирать и нежно разминать мышцы живота по часовой стрелке. В: выполнять “встречное” поглаживание: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая — сверху вниз. Г: поглаживать косые мышцы живота.

    Расположив ладони на заднебоковых поверхностях грудной клетки ребенка, охватывающими движениями направлять их навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди, до тех пор пока они не сомкнутся над пупком. Д: Наносить легкие штриховые раздражения кожи живота от периферии к средней линии. При этом должны сокращаться мышцы брюшной стенки преимущественно на стороне раздражения (более чем у половины детей в первые месяцы жизни). Е: выполнять точечный массаж прямых и косых мышц живота (рис. 25, точки 5).

    Рис. 25. Точечный массаж. Точками обозначены зоны рефлекторного воздействия



    Рис. 25. Точечный массаж. Точками обозначены зоны рефлекторного воздействия.

    5. Массаж ног (И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к туловищу, обходя коленную чашечку). Затем надавить кончиками пальцев на места перехода тыла стопы в голень. При этом происходит тыльное сгибание стопы ребенка (см. рис. 25, точки 2).

    6. Рефлекторное упражнение. И.п. — лежа на спине. Большими пальцами обеих рук легко надавливать на ладони малыша. При этом кулачки его должны сжиматься.

    7. Массаж спины. И.п. — лежа на животе. А: поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове (легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам позвоночника.

    8. Рефлекторное упражнение. И.п. — ребенок лежит грудью на ладони взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, наносить подушечками указательного и среднего пальцев штриховые раздражения от лопаток к ягодицам. При этом туловище малыша должно изгибаться дугой, открытой в сторону раздражения.

    9. Рефлекторное упражнение. И.п. — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.

    10. Рефлекторное упражнение. И.п. — то же. Немного наклонить ребенка к себе и, прикасаясь его стопами к поверхности стола, вызвать шаговый рефлекс.

    11. Упражнение для мышц спины и живота. И.п. — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему поворачиваться поочередно на левый и правый бок.

    12. Упражнение на зрительное и слуховое сосредоточение. И.п. — лежа поочередно на спине и животе. Двигать яркой звучащей игрушкой в 25–30 см от глаз ребенка вправо, влево, вверх. Малыш должен поворачивать голову за игрушкой. Продолжительность занятия 8–10 минут. Каждое упражнение проделывают 3–4 раза.

    ---- Комплекс 4 (от 3 до 4 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной клетки — выдох.

    2. Массаж рук (поглаживание). И.п. — лежа на спине. Вложить большой палец левой руки в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча от кисти к плечу.

    3. Массаж грудной клетки. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать пальцами межреберные промежутки от середины грудной клетки к бокам, не нажимая на грудину.

    4. Массаж живота. И.п. — лежа на спине. А: выполнять круговое поглаживание (И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Круговыми движениями поглаживать живот ладонью, максимально разогнув пальцы кверху. Обходить область печени (правое подреберье)). Б: растирать и нежно разминать мышцы живота по часовой стрелке. В: выполнять “встречное” поглаживание: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая — сверху вниз. Г: поглаживать косые мышцы живота.

    Расположив ладони на заднебоковых поверхностях грудной клетки ребенка, охватывающими движениями направлять их навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди, до тех пор, пока они не сомкнутся над пупком. Д: Наносить легкие штриховые раздражения кожи живота от периферии к средней линии. При этом должны сокращаться мышцы брюшной стенки преимущественно на стороне раздражения (более чем у половины детей в первые месяцы жизни). Е: выполнять точечный массаж прямых и косых мышц живота (рис. 25, точки 5).

    5. Массаж ног (И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к туловищу, обходя коленную чашечку). Затем надавить кончиками пальцев на места перехода тыла стопы в голень. При этом происходит тыльное сгибание стопы ребенка (см. рис. 25, точки 2).

    6. Рефлекторное упражнение. И.п. — лежа на спине. Большими пальцами обеих рук легко надавливать на ладони малыша. При этом кулачки его должны сжиматься.

    7. Массаж спины. И.п. — лежа на животе. А: поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове (легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам позвоночника.

    8. Рефлекторное упражнение. И.п. — ребенок лежит грудью на ладони взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, наносить подушечками указательного и среднего пальцев штриховые раздражения от лопаток к ягодицам. При этом туловище малыша должно изгибаться дугой, открытой в сторону раздражения.

    9. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной клетки — выдох.

    10. Рефлекторное упражнение. И.п. — ребенок лежит грудью на ладони взрослого, поддерживаемый в полувертикальном положении. Ладонью подталкивать малыша в стопы. При этом должно возникать рефлекторное “познание”.

    11. Рефлекторное упражнение. И.п. — лежа на спине. Подпирать ладонями стопы ребенка. При этом малыш должен отталкиваться от них ногами.

    12. Упражнение для мышц спины и живота. И.п. — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему поворачиваться поочередно на левый и правый бок.

    13. Рефлекторное упражнение. И.п. — ребенка поддерживают ладонью под живот на весу. Другой рукой взрослый держит его за ноги. При этом малыш отклоняет голову назад.

    14. Рефлекторное упражнение. И.п. — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.

    15. 12. Упражнение на зрительное и слуховое сосредоточение. И.п. — лежа поочередно на спине и животе. Двигать яркой звучащей игрушкой в 25–30 см от глаз ребенка вправо, влево, вверх. Малыш должен поворачивать голову за игрушкой.

    16. Упражнение на развитие хватания. И.п. — лежа на спине. Вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо), обхватить и слегка зажать пальцы ребенка своей рукой, побуждая его захватить игрушку. Затем слегка потянуть ее к себе, как бы отнимая у малыша. Продолжительность занятия 10 минут. Упражнения проделывают от 3 до 5 раз.

    ---- Комплекс 5 (от 4 до 5 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на боку (поочередно на левом и правом). Левой рукой придерживать ребенка, а правой захватить его согнутую руку (за локоть), поднять ее кверху — вдох. Затем прижать ее обеими руками к груди и животу ребенка — выдох.

    2. Массаж рук, ног, грудной клетки (комплекс 2, упр. 3, 5, 12), живота (комплекс 3, упр. 4).

    3. Упражнение для мышц спины и живота. И.п. — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему поворачиваться поочередно на левый и правый бок.

    7. Массаж спины. И.п. — лежа на животе. А: поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове (легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам позвоночника.

    5. Массаж ягодичных мышц. И.п. — лежа на животе. Выполнять поглаживание, растирание, разминание, вибрацию (рубление, похлопывание, покачивание) ягодичных мышц.

    6. “Парение” на животе. И.п. — ребенок лежит на животе на ладонях взрослого, который держит его на весу. При этом малыш выпрямляет туловище и ноги, а голову отклоняет назад.

    7. Упражнение для ног. И.п. — лежа на спине. Удерживая ребенка за лодыжки, попеременно сгибать и разгибать его ноги в коленных суставах.

    8. Упражнение для ног. И.п. — лежа на спине. Удерживая ребенка за лодыжки, одновременно сгибать его ноги с приведением к животу, а затем разгибать их.

    9. Рефлекторное упражнение. И.п. — ребенка поддерживают на весу на спине одной рукой, а другой — за ноги. При этом позвоночник ребенка сгибается, голова наклоняется вперед.

    10. Упражнение для мышц рук. И.п. — лежа на спине. Вложив большие пальцы обеих рук в кулачки ребенка, чтобы он захватил их, одновременно сгибать и разгибать его ручки.

    11. Попытка присаживания. И.п. — лежа на спине. Фиксируя ноги и захватив руки ребенка, слегка приподнять его голову и плечевой пояс, а затем снова опустить на стол.

    12. Упражнение на сопротивление. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Сначала касаться стоп ребенка ладонями, а затем мячом, добиваясь, чтобы малыш отталкивался от них.

    13. Хватание. И.п. — поочередно на спине и животе. Выложив ребенка на живот и придерживая одной рукой его ноги, другой показывать ему игрушку, держа ее на расстоянии 25–30 см от его глаз и поверхности стола. Ребенок должен тянуться к ней обеими руками. То же в положении на спине.

    14. “Скользящие шаги”. И.п. — лежа на спине. Обхватить голени ребенка спереди, согнуть его колени и прижать ступни к поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая ступни от стола.

    15. Рефлекторное упражнение. И.п. — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться. Продолжительность занятия 10–12 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 5 раз.

    ---- Комплекс 6 (от 5 до 6 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на боку (поочередно на левом и правом). Левой рукой придерживать ребенка, а правой захватить его согнутую руку (за локоть), поднять ее кверху — вдох. Затем прижать ее обеими руками к груди и животу ребенка — выдох.

    2. Общий массаж (комплекс 2, упр. 3, 5, 12; комплекс 3, упр. 4, 7) и дополнительный массаж ног. И.п. — лежа на спине. Выполнять кольцевидное разминание голени и бедра: большим и указательным пальцами обеих рук обхватить “кольцами” (одно за другим) голень ребенка в нижней ее части и, не надавливая на ее переднюю поверхность, разминать мышцы, продвигаясь до колена. Затем разминать только наружные мышцы бедра. Начинать и заканчивать массаж поглаживанием.

    3. Рефлекторное упражнение. И.п. — ребенка поддерживают на весу на спине одной рукой, а другой — за ноги. При этом позвоночник ребенка сгибается, голова наклоняется вперед.

    4. Упражнения для мышц ног (комплекс 5, упр. 7, 8).

    5. Упражнение для мышц спины и живота. И.п. — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему поворачиваться поочередно на левый и правый бок.

    6. Массаж спины. И.п. — лежа на животе. А: поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове (легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам позвоночника.

    Дополнительно проводить точечный массаж с обеих сторон позвоночника на расстоянии 1–2 см от него (см. рис. 25), массаж ягодичных мышц (комплекс 5, упр. 5).

    7. Рефлекторное упражнение. И.п. — лежа на животе. Уложить ребенка животом вниз на стол таким образом, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом нужно поддерживать его за таз и ноги. Малыш должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение следует стимулировать словом, игрушкой, а также точечным массажем спины (см. рис. 25 точки 14).

    8. Рефлекторное упражнение. И.п. — лежа на животе. Поднимать ребенка под мышки до тех пор, пока он не встанет сначала на колени, а потом и на ноги. Побуждать малыша встать, опираясь на стопы: поддерживая ребенка под мышки, скользящим движением слегка “протащить” его по плоскости стола. Затем, продолжая это движение, несколько приподнять верхнюю половину его туловища.

    При этом бедра и колени ребенка должны продолжать скользить, касаясь поверхности стола. Ребенок сам становится вначале на одно, затем на второе колено, выпрямляется, встает на стопы. Нужно повернуть его к себе лицом и похвалить.

    9. Присаживание. И.п. — лежа на спине. Дать ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы его ладони были обращены к вам: развести его руки на ширину плеч; затем, говоря “сядь”, легко потянуть малыша за руки, побуждая его сесть.

    10. Массаж ног (комплекс 2, упр. 5; комплекс 3, упр. 5).

    11. Рефлекторные упражнения для стоп (комплекс 1, упр. 5, 6).

    12. Упражнение на сопротивление. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Сначала касаться стоп ребенка ладонями, а затем мячом, добиваясь, чтобы малыш отталкивался от них.

    13. Хватание. И.п. — поочередно на спине и животе. Выложив ребенка на живот и придерживая одной рукой его ноги, другой показывать ему игрушку, держа ее на расстоянии 25–30 см от его глаз и поверхности стола. Ребенок должен тянуться к ней обеими руками. То же в положении на спине.

    14. Рассматривание игрушки. И.п. — лежа на животе. Держать перед глазами ребенка погремушку, побуждая его, чтобы он, опираясь на выпрямленные руки, приподнял плечевой пояс, стараясь лучше рассмотреть игрушку.

    15. “Скользящие шаги”. И.п. — лежа на спине. Обхватить голени ребенка спереди, согнуть его колени и прижать ступни к поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая ступни от стола.

    16. Рефлекторное упражнение. И.п. — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться. Продолжительность занятия 10–12 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 6 раз, за исключением упражнений 7 и 15, которые выполняют по 1 разу.

    ---- Комплекс 7 (от 6 до 9 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине. Придерживая руки ребенка, отвести их в стороны и вверх — вдох, затем скрестить на груди — выдох. Попеременно класть левую руку на правую и наоборот.

    2. Общий массаж (комплекс 2, упр. 3, 5, 12). Для несколько ослабленных детей, родившихся в ранние сроки беременности и с малой массой тела.

    3. Круговые движения руками. И.п. — лежа на спине. Выпрямленные руки из положения вдоль тела отводить в стороны, затем вперед и возвращать в И.п.

    4. Хватание. И.п. — поочередно на спине и животе. Выложив ребенка на живот и придерживая одной рукой его ноги, другой показывать ему игрушку, держа ее на расстоянии 25–30 см от его глаз и поверхности стола. Ребенок должен тянуться к ней обеими руками. То же в положении на спине. Действия ребенка следует побуждать словами “Возьми игрушку”.

    5. Поворот со спины на живот. И.п. — лежа на спине. Правой рукой обхватить голени ребенка, а левой показывать ему на игрушку, которая лежит слева или справа от него на расстоянии вытянутой руки, предлагая достать ее (“Достань игрушку”, “Возьми игрушку”). Игрушку помещают поочередно то справа, то слева.

    6. Активные повороты со спины на живот. И.п. — лежа на спине. С незначительной помощью или без нее побуждать ребенка поворачиваться на бок, а затем на живот, чтобы достать игрушку.

    7. Упражнение на сопротивление. И.п. — лежа на спине ногами к взрослому. Сначала касаться стоп ребенка ладонями, а затем мячом, добиваясь, чтобы малыш отталкивался от них.

    8. Ползание за игрушкой с помощью. И.п. — лежа на животе. Подпирая стопы ребенка ладонью, побуждать его ползти к игрушке, которая лежит впереди.

    9. Ползание на четвереньках. И.п. — лежа на животе. Предлагать ребенку взять игрушку, которая лежит впереди на расстоянии 50–60 см.

    10. Ползание на четвереньках. И.п. — лежа на животе. Обучить стоять на четвереньках, а также ползать, поддерживая малыша с помощью полотенца, пропущенного под животом. Движение следует стимулировать словами и игрушкой. Если упражнение не получается, начинают обучение с ползания на животе.

    11. Поднимание выпрямленных ног с помощью. И.п. — лежа на спине. Большими и указательными пальцами обхватить как бы кольцом голени ребенка так, чтобы большие пальцы были снизу, а указательные — сверху, остальные пальцы положить на коленные чашечки: затем поднимать выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и возвращать в И.п.

    12. Присаживание с поддержкой. И.п. — лежа на спине.Дать ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы его ладони были обращены к вам: развести его руки на ширину плеч; затем, говоря “сядь”, легко потянуть малыша за руки, побуждая его сесть. Повторить то же, но ребенок должен держаться за кольца; придерживая ребенка за бедра одной рукой, другой дать ему в ручку кольцо и помочь сесть; показывая ребенку игрушку, побуждать его сесть самостоятельно.

    13. Вставание на ноги в упор. И.п. — лежа на спине. Удерживая двумя руками ребенка под мышки, вначале присаживать его (ноги малыша опираются о ваш живот), затем ставить на ноги и снова возвращать в И.п.

    14. Вставание с поддержкой. И.п. — лежа на животе. Дав ребенку кольца, чтобы он захватил их, выпрямить и развести его руки в стороны, затем, легонько потягивая их вверх, побуждать малыша встать сначала на колени, а потом и на ножки.

    15. Упражнение для развития ходьбы. И.п. — стоя на столе лицом к взрослому. Если малышу 7 месяцев, то, поддерживая его под мышки и направляя к себе, стимулировать переступание (1–3 раза), если 8–9 месяцев, то подтягивая к себе за кисти рук. Продолжительность занятия 12–15 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 6 раз.

    ---- Комплекс 8 (от 9 до 12 месяцев):

    1. Общий массаж (комплекс 2, упр. 3, 5, 12).

    2. Круговые движения руками. И.п. — лежа на спине. Выпрямленные руки из положения вдоль тела отводить в стороны, затем вперед и возвращать в И.п.

    3. Упражнение для рук. И.п. — лежа на спине (А), сидя (Б), стоя лицом к взрослому (В). А: взяв ребенка за кисти обеими руками, одну его ручку выпрямлять, в то же время сгибая другую. Б, В: дав ребенку в руки кольцо, выполнять упражнение А.

    4. Доставание игрушки. И.п. — стоя на столе спиной к взрослому. Поддерживая малыша за животик одной рукой, другой держать над его головой игрушку, побуждая взять ее.

    5. Доставание игрушки. И.п. — стоя на столе спиной к взрослому. Придерживая малыша за животик и ножки, побуждать его достать игрушку, лежащую перед ним на столе.

    6. Поворот со спины на живот. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по словесной инструкции взрослого.

    7. Активное поднимание выпрямленных ног. И.п. — лежа на спине. По просьбе взрослого малыш должен достать стопами палочку (мяч), которую тот держит над ним.

    8. Ползание на четвереньках. И.п. — лежа на животе. Обучить стоять на четвереньках, а также ползать, поддерживая малыша с помощью полотенца, пропущенного под животом. Движение следует стимулировать словами и игрушкой. Если упражнение не получается, начинают обучение с ползания на животе.

    9. Упражнение “Возьми игрушку со стула”. И.п. — сидя на коленях у взрослого. Ребенок по просьбе взрослого: а) достает лежащую на стуле игрушку, б) берет игрушку со стола и передает ее взрослому, в) берет игрушку со стула, стоящего сзади.

    10. Присаживание. И.п. — лежа на спине. По просьбе взрослого “Садись” малыш присаживается, по просьбе “Ложись” — принимает И.п.

    11. Самостоятельное вставание. И.п. — сидя на столе. По просьбе взрослого “Встань” ребенок встает, по просьбе “Садись” — принимает И.п.

    12. Вставание с поддержкой. И.п. — лежа на животе. Дав ребенку кольца, чтобы он захватил их, выпрямить и развести его руки в стороны, затем, легонько потягивая их вверх, побуждать малыша встать сначала на колени, а потом и на ножки.

    13. Переступание при поддержке за кисти обеих рук. Продолжительность занятия 12–15 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 6 раз.

    ---- Комплекс 9 (от 12 до 14 месяцев):

    1. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя или стоя. По просьбе взрослого малыш поднимает руки вверх с кольцами — вдох, затем опускает их и обнимает грудную клетку — выдох. Заключительную часть упражнения ему помогает выполнить взрослый.

    2. Вставание на ноги. И.п. — любое. По просьбе взрослого ребенок встает на ноги. Взрослый слегка помогает ему.

    3. Доставание игрушки. И.п. — стоя на столе спиной к взрослому. Придерживая малыша за животик и ножки, побуждать его достать игрушку, лежащую перед ним на столе.

    4. Упражнение “Возьми игрушку со стула”. И.п. — сидя на коленях у взрослого. Ребенок по просьбе взрослого: а) достает лежащую на стуле игрушку, б) берет игрушку со стола и передает ее взрослому, в) берет игрушку со стула, стоящего сзади.

    5. Упражнение для ног. И.п. — лежа на спине. Малыш топает ногами по столу по просьбе взрослого.

    6. Приседание на корточки. И.п. — стоя на столе. Держа ребенка за предплечья обеими руками, взрослый со словами “Стань маленьким” потягивает его за ручки вниз и побуждает присесть на корточки.

    7. Активное дыхательное упражнение. И.п. — лежа на спине или сидя на стуле со спущенными ногами. По просьбе взрослого малыш поднимает руки вверх — вдох (“Понюхаем цветок”), опускает руки — выдох (“Подуем на одуванчик”).

    8. Напряженное прогибание позвоночника. И.п. — лежа на животе. Придерживая ребенка за ноги одной рукой, взрослый палочкой, которую держит в другой руке, прикасается к его ягодицам и предлагает ему взять палочку в руки. После того как ребенок схватил ее, взрослый слегка приподнимает руки малыша вверх, при этом его позвоночник прогибается, плечевой пояс приподнимается.

    9. Поднимание на носки. И.п. — стоя. Взрослый берет ребенка за кисти, поднимает его ручки и потягивает их вверх со словами “Стань большой”, добиваясь, чтобы малыш приподнялся на цыпочки.

    10. Самостоятельная ходьба. По просьбе взрослого ребенок ходит, выполняет различные движения, приносит мячик, палочку; потягивается, бросает мячик.

    11. Ребенок по указанию и при поддержке взрослого встает на кубик высотой 5–8 см и сходит с него. Упражнение можно усложнить, уменьшив поддержку и увеличив высоту кубика.

    12. Ходьба с каталкой. Ребенок ходит, держась за каталку. Продолжительность занятия 15 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 6 раз.








  • Масса и размеры тела
  • Кожа и волосяной покров
  • Тактильная болевая и температурная чувствительность
  • Обоняние и вкус
  • Зрение
  • Слух
  • Рефлексы и двигательная активность
  • Психическое развитие и воспитание
  • Своеобразие общения взрослого и младенца
  • Предречевое развитие
  • Первые привязанности
  • Мир младенца
  • Масса и размеры тела
  • Зрение
  • Слух
  • Движения тела
  • Движения рук
  • Ползание
  • Малыш учится вставать и ходить
  • Причины отставания в развитии двигательной активности
  • Деловые партнеры
  • Развитие взаимоотношений с окружающими
  • Общение и память
  • Масса и размеры тела
  • Развитие движений
  • Восприятие окружающего мира
  • О детской любознательности
  • Сверстник человек или игрушка
  • С чего начинается дружба
  • Действия с предметами
  • Как учить ребенка действовать с предметами
  • Как оценивать действия с предметом
  • Что дает ребенку речь
  • Подготовка к активной речи
  • Первое слово ребенка
  • Уход за больным ребенком
  • Несчастные случаи
  • Повреждения мягких тканей
  • Повреждение костей и суставов
  • Черепно мозговые травмы
  • Ожоги
  • Отморожения
  • Отравления
  • Утопление
  • Удушье
  • Инородное тело
  • Адреногенитальный синдром
  • Алалия
  • Аллергия пищевая
  • Альбинизм
  • Амиотрофия спинальная врожденная
  • Анемия
  • Асфиксия новорожденного
  • Афазия
  • Бедренной кости перелом
  • Билирубиновая энцефалопатия
  • Видемана Беквита синдром
  • Вильямса синдром
  • Витилиго
  • Аутогенная тренировка во время беременности
  • Гимнастические комплексы для беременных
  • Сроки прорезывания молочных зубов (полчелюсти)
  • Календарь профилактических прививок (плановая вакцинация)
  • Суточные наборы продуктов для детей
  • Целебные свойства овощей и фруктов
  • Приготовление детской пищи (первый год жизни)
  • Признаки доброкачественности продуктов
  • Примерные комплексы упражнений для детей
  • Здоровые недоношенные дети
  • Обучение плаванию в домашней ванне
  • Стадион в квартире

  • © 2010 Mama.tcoa.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!