Приложения - Стадион в квартире.

  • Вы хотите иметь ребенка
  • Строение и функции половой системы женщины
  • Физиология половой жизни (нормальное функционирование)
  • Возрастные особенности
  • Нарушение функционирования
  • Расстройства менструальной функции
  • Воспалительные процессы в половых органах
  • Пороки развития и аномалии положения половых органов
  • Строение и функции половой системы мужчины
  • Физиология половой системы (возрастные особенности)
  • Можете ли вы стать родителем
  • Признаки беременности
  • Внутриутробное развитие ребенка
  • Плацента
  • Физиология беременной женщины
  • Патологическая беременность
  • Влияние неблагоприятных факторов
  • Гипертоническая болезнь
  • Пороки сердца
  • Гипотония
  • Сахарный диабет у матери
  • Ожирение
  • Несовместимость крови матери и плода
  • Ранний токсикоз
  • Причина наступления родов
  • Предвестники родов
  • Подготовительный период
  • Начало родов
  • Собственно роды
  • Как правильно вести себя во время родов
  • Роды дома и домашние роды
  • Если роды начались в дороге
  • Роды в воду
  • Особенности послеродового периода
  • Как прибывает молоко
  • Осложнения при грудном вскармливании
  • Можно ли кормить грудью если мать больна
  • Питание кормящей матери
  • Грудное вскармливание и лекарства
  • Допустимые нагрузки
  • Гости
  • Первые трудности
  • Как вновь стать красивой
  • Вы начали полнеть
  • Адаптация и родовой стресс
  • Оценка состояния новорожденного
  • Масса и размеры тела
  • Кожа
  • Волосяной покров тела и ногти
  • Голова и лицо
  • Нос
  • Глаза
  • Уши
  • Полость рта
  • Грудная клетка
  • Живот
  • Половые органы и молочные железы
  • Сердце и система кровообращения
  • Дыхание
  • Эндокринная система
  • Костно мышечная система
  • Стул
  • Масса и размеры тела
  • Зрение
  • Слух
  • Движения и управление телом
  • Психическое развитие и воспитание
  • Поощрение любознательности
  • Режим дня
  • Грудное вскармливание
  • Смешанное и искусственное вскармливание
  • Сцеживание и хранение молока
  • * Все статьи и разделы
     


    Стадион в квартире.

    Найти место для домашнего спорткомплекса несложно в любой квартире. Его полный вариант занимает 4 м кв. (11 снарядов). С учетом того, что в него вписывается подростковая кровать, площадь пола можно считать занятой лишь на 2,5 м кв. Большинство снарядов малогабаритны, но подойдут и для взрослых. Спорткомплекс вписывается в современную квартиру без крепления к потолку и полу и может быть установлен за 20–30 минут. Использовать его можно и на открытых площадках (рис. 26).

    Рис. 26. Стадион в квартире (схема).

    Надо сказать, что комнатные спорткомплексы уже существуют не только на бумаге, но и в натуре. Вот только два примера. В нашей однокомнатной квартире мой сын Олег с полутора лет пользуется таким комплексом. Из-за врожденной слабости мышц брюшного пресса Олег не мог поднять головку и сидеть в кроватке до года. А потом его любимым упражнением стал “угол” в висе на кольцах. На турнике в шесть лет он с охотой выполнял то, что не под силу даже второклассникам: поднимал ноги выше головы, цеплялся ими о перекладину между рук, вися вниз головой…

    Конечно, трудно решиться отодвинуть в своей квартире полированную мебель и поставить перекладину. Да еще для детей! В современной квартире не наберется и 5% детских вещей. Прямо “крестовый поход” против развития: “Это не для тебя! Не трогай! Посиди! Не лезь!” Несчастные дети счастливых семей. Не ведают взрослые, что они шаг за шагом гасят возможности эффективного развития способностей. Не догадываются, насколько ребенок легче учился бы в школе, если бы до школы ему хотя бы не мешали развиваться.

    У дошкольника нет развитого, как у взрослого, чувства долга. Взрослый гимнаст может подойти, если надо, к перекладине и в 120-й раз повторить элемент. Дошкольник этого не сделает. Более того, заставьте его смотреть, скажем, волнующую вас и не интересную для него кинокартину. Его взгляд будет скользить мимо. И хорошо! Это матушка-природа страхует ребенка от перегрузки. Тогда что его толкает постигать как гениального лингвиста (выражение К. И. Чуковского) родной язык в полтора-два года?! Или другие премудрости,— скажем, езду на велосипеде?

    Интерес! Игра! Вот мотивы ребенка. Природа и здесь побеспокоилась: раз ребенку неведомо чувство долга, пусть его искушают любопытство и игра. Вот какие соображения руководили мной, когда я попытался ввести новые игровые снаряды, интересные для детей. Важно понять любимые движения детей. На сегодняшний день я обнаружил семь таких движений.

    Вис.

    Даже 3-месячный малыш жадно тянется к перекладине, установленной в кроватке, хватается за нее и начинает вставать. А для начинающего ходить перекладина — дополнительная опора, источник удовольствия. Малыш постарше любит повиснуть на двери, заборе, деревьях и т.д.

    Качание.

    Вначале на руках у матери, потом на качелях детских площадок, парков. Вспомните, как ребятишки наперебой лезут на качели. Не хотят сходить с них, даже когда укачало бы взрослого.

    Катание.

    Оно похоже на качание. Но, во-первых, катаясь, надо еще соблюдать равновесие. Во-вторых, оно имеет только одну фазу — вниз (вперед), а качание несколько: вверх — остановка — вниз. Издавна катание с горы на санках, лыжах, катание на коньках было любимым развлечением детей.

    Вращение.

    Стоит взять ребенка на руки и быстро начать вальсировать, как он от удовольствия закроет глаза и начнет закатываться в смехе. На дворе дети обращаются с просьбой покрутить их за вытянутые руки. В парках вы без очереди не попадете с ребенком на карусель, где большинство детей просит покружиться несколько заездов.

    Равновесие детей не оставляют равнодушными ни рельсы, ни дощечка через канавку. Им очень нравится пройти именно по ним. А бум в школьном дворе? Он всегда занят. Предел мечты ребенка — покататься на лошади, научиться сохранять на ней равновесие. Удивительная вещь, но именно качание, катание, вращение и равновесие — четыре любимых движения малышей — связаны с развитием вестибулярного аппарата. Не слишком ли много?

    Однако родители часто замечают, что, выходя из транспорта, ребенок бледен, его тошнит, голова кружится. Природа опять предостерегает: “Не пренебрегайте! Пусть качаются, катаются, вращаются и балансируют!” Очевидно, любимые движения детей являются естественными, то есть необходимыми. Запомним это!

    Прыжки.

    Овладев хождением, ребенок обязательно пытается прыгнуть, а залезая повыше, спрыгнуть. Вспомните, с чего начинается весна? С девчонок во дворе, прыгающих со скакалками. Они могут играть так часами. Выйдите на речку летом: там отвесные берега усыпаны прыгающими мальчишками. Зимой та горка хороша, с которой можно не только съехать, но и спрыгнуть.

    Лазанье.

    Наконец мы подошли к главному движению ребят. Карапуз, завидев горку, взбирается на нее. А какой поход в лес может быть без влезания на дерево? Маленькие герои делают это наперегонки, с завидной лихостью. Обратите внимание — лазают дети всегда с удовольствием. Может быть, потому что в лазанье присутствуют почти все перечисленные ранее движения, оно является их синтезом. Чтобы влезть на что-то, надо на нем повиснуть.

    Для перехода с ветки на ветку приходится иногда и покачаться, и повращаться, и поддержать равновесие. При слезании вниз местами можно прокатиться, а в конце и спрыгнуть. Вот когда исчезает обязанность и появляется игра. Вот какой интерес детей стоит больше всего учитывать при конструировании снарядов. Вот что может “заставить” их не слезать (в буквальном и переносном смысле) со спортивных снарядов.

    Я вынужден подчеркнуть и принципиальное значение занятий на спорткомплексе “с пеленок”. Мой сын Олег появился на свет с некоторыми осложнениями в состоянии здоровья, и врачи районной поликлиники вынесли такой приговор: либо он вообще не будет ходить, либо будет ходить покачиваясь. Вот и представьте себе, что я стал бы дожидаться, когда сыну исполнится 6 лет, для того чтобы отдать его в секцию.

    Опыт Никитиных помог мне привыкнуть к непривычному — выделить часть комнаты под спорткомплекс. В первые дни на перекладине и на кольцах Олег начал пытаться поджать ножки, а потом и поднять их. Спасибо маме Олега — она сразу поддержала новинку. Это помогло ребенку. Сдвиги начали появляться как-то незаметно.

    Однажды мы решили “объездить” комплекс сразу пятью детьми, в том числе Ваней и Любой Никитиными. Был снят 10-минутный фильм. Олег его смотрел раз двадцать в течение двух дней. После этого началось: “Мама, я могу залезть по канату до потолка! Смотри!”, “Мама, я сейчас сделаю путешествие по лесенке, перейду на качели. С них на кольца, с колец на перекладину, с перекладины на канат и снова на лесенку!”

    Все описанные выше движения он освоил, и появлялись все новые комбинации. Многие перелезания равносильны трюкам, что удивляло зрителей. Не все верили, что Олега трудно уговорить не лезть на комплекс. Мы убедились: чем здоровее организм, тем с большей жаждой и нагрузкой ему хочется двигаться. Это приносит физическое здоровье, предотвращает многие заболевания. В 6 лет помимо игры на спорткомплексе Олег стал посещать секции плавания и фигурного катания одновременно.

    Но это, оказывается, не все. Родственники стали замечать, что у него всегда хорошее настроение и “куча разных дел”: то конструирование электричек, то рисование мелом на доске, то чтение книг. Важным результатом занятий на спорткомплексе “с пеленок” является также воспитание у ребенка характера, здоровой психики. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолевать.

    И еще одна сторона своевременного удовлетворения потребности ребенка в движении — эстетика. Здоровое тело, уверенная координация позволяют заниматься различными видами спорта. Хорошая походка, умение красиво стоять, сидеть являются для развития организма естественными. Появляется чувство наслаждения собственным телом, чувство красоты.

    Таким образом, домашний спорткомплекс может занять существенное место в системе воспитания дошкольников. И почему бы каждой семье не создать такой спорткомплекс? Вот где обширное поле деятельности для пап. Так как пока спорткомплекс нельзя приобрести в магазине, только они могут его соорудить.

    В коляске или кроватке трехмесячного ребенка можно соорудить турничок. Малыш тянется к палочке, берется за нее, начинает приподниматься, чтобы попробовать ее “на вкус”, он подтянется. Однако дальнейшее вставание затруднено из-за низкого расположения перекладины. Турничок можно усовершенствовать. Поделюсь вариантом перекладинки в кроватке для 6-месячной дочери Оли.

    Собственно, это уже не перекладинка, а система перекладинок, скорее напоминающих гимнастическую лесенку из шести тоненьких (диаметром 15 мм) палочек, названная “Встанька”. Крепятся турнички к двум боковым стойкам. Те, в свою очередь, к боковым решеткам кроватки. Низ стоек (а следовательно, и нижняя перекладинка) удлинен от него. На вторую, четвертую, шестую (верхнюю) перекладинки до сборки свободной посадкой нанизаны игрушки.

    Занятия на лесенке “Встанька” проводятся со страховкой взрослыми. Тренировки состоят из трех упражнений возрастающей сложности. Первое заключается в том, что ребенка сажают лицом к лесенке так, чтобы он мог ухватиться за нижнюю перекладинку и тянуться к нижней игрушке. Второе упражнение: ребенка ставят лицом к лесенке так, чтобы он мог ухватиться за верхнюю перекладинку и играть с верхней игрушкой.

    Животик стоящего ребенка может упираться в нижнюю перекладинку. Страхующий взрослый помогает расставить ножки малыша пошире, на полную стопу, носками наружу, двойная опора поможет стоять таким образом даже необученному малышу начать укреплять его тельце. Устав, ребенок может, перебирая ручками перекладинки, опуститься вниз. Хотя чаще он просто мягко шлепается на попку.

    Все дети любопытны, малыш обязательно потянется за игрушками, ухватится за нижний турничок, приподнимется. Третье упражнение как раз и заключается в том, что лежащему ребенку, самому ухватившемуся за нижнюю перекладинку, взрослый поможет сначала сесть, а затем и встать. Для этого он подталкивает стопы встающего ребенка. В результате ребенок сам научится вставать. Продолжительность от нескольких секунд до нескольких минут. При этом ребенка ничто не должно беспокоить, он должен получать удовольствие от занятий. В противном случае занятия следует временно прекратить.

    В спорткомплексе стойки перекладины (диаметром 34 мм) одновременно держат весь каркас. Это позволяет избежать крепления к полу и потолку и сверления отверстий в стойках. Подвеска заменена распором. В верхнюю часть стоек перекладины вварены втулки с резьбой, в которые вворачиваются распирающие винты-домкраты.

    Последние и прижимают верхнюю часть каркаса с подвесками снарядов к потолку. Так что можно обойтись без дырок в потолке и полу. (Спорткомплекс защищен авторским свидетельством по заявке № 2322488/12.) Верхний каркас может быть, например, из швеллера 50 мм или квадратной трубы. В стойках сделаны 10-миллиметровые отверстия для винтов перекладины через каждые 150 мм, начиная с 900-го миллиметра от пола. Винты, пройдя стойки, входят в нарезанные отверстия перекладины. Расстояния между стойками — 750 мм.

    И вот начавший ходить малыш подходит к перекладине, тянется к ней. Ухватившись, он пытается поджать ножки, повисеть. Так продолжается помногу раз в день и без вашего напоминания. Это — первое упражнение детей годовалого возраста. Страховки не требуется.

    Другим снарядом для виса являются кольца. Этот снаряд вместе с подвеской выпустило одно из ленинградских предприятий в комплекте “Детский спортивный набор”. Кроме колец в набор входят трапеция, устанавливаемая в нашем спорткомплексе попеременно с кольцами, и качели. Подвеска для этих снарядов в наборе общая. В нашем спорткомплексе она использована вместе с кольцами. На подвеску надевается кольцо.

    Хотя кольца являются подвижной опорой, они привлекают годовалых ребят не меньше чем перекладина. Помимо поджатия ножек малыши изобретают и еще одно интересное упражнение. В нашей семье его называют “вертолет” (это упражнение на вращение вокруг вертикальной оси тела). Вот где проявляется естественная тяга детей к вращению! Упражнение выполняется, когда свисают кольца чуть ниже ладоней вытянутых вверх рук. Взявшись за кольца, малыш начинает закручиваться в какую-либо сторону. Одна нога ребенка при этом не отрывается от пола (чаще — ее носок).

    Вторая нога, маховая, совершает толчки и махи попеременно, закручивая обе веревки подвески в один общий жгут. Когда веревки слились в одну и дальнейшее закручивание невозможно, ребенок поджимает ноги. Жгут из двух веревок начинает с ускорением раскручиваться, вращая тело ребенка все быстрее и быстрее. Поразительно то, что натренированный таким образом ребенок сразу после “вертолета” спокойно ходит, без покачивания.

    Я упомянул, что вместо колец в спорткомплексе можно устанавливать трапецию. Этот снаряд используют как перекладину. Однако трапеция требует от ребенка большой сноровки. Во-первых, ее диаметр больше, чем перекладины и колец. Во-вторых, она вращается вокруг продольной оси, что требует цепкости. В старшем возрасте, овладев всем комплексом, ребенок может научиться качаться, стоя или сидя на трапеции.

    В комплекс включают и так необходимые ребенку качели из упомянутого спортнабора. Не усаживайте годовалого малыша на качели, пусть он сам заберется на них: это поможет избежать падения. Ребенок сам разберется, как высоко ему лезть, как сильно раскачиваться. Он должен чувствовать силу своих пальчиков, свое умение сохранять равновесие. Ни в коем случае не раскачивайте ребенка! Иначе не успеете ахнуть, как он соскользнет с качелей.

    Пусть “мучается” сам и учится раскачиваться. В этом его развитие, и физическое и умственное! Кстати, мой сын очень любит раскачиваться под музыку. Он включает проигрыватель и высоко качается, порой в течение получаса. Новым снарядом для качания являются вертикальные качели. У нас в семье за ними закрепилось название “лунные качели”. Они состоят из упругой, например вакуумной, цилиндрической резины, закрепляемой в отверстиях опор. Высоту подвески вертикальных качелей и диаметр резины можно подобрать таким образом, чтобы сила натяжения резины в момент приземления была близка к весу ребенка.

    Таким образом, прыгая вниз на вертикальных качелях, малыш “прилуняется” с силой, значительно меньше земной. Отталкиваясь от пола, он взлетает, как на Луне, то есть, например, в 6 раз выше. Это условие выполняется, если на вертикальные качели попадать сверху. Например, с помощью подтягивания подбородком к резине. На последующих занятиях — даже выходить в упор на руках.

    Капризы погоды на дворе (дождь, крепкий мороз), отсутствие горок вблизи дома, карантины ребенка после болезни — все это делает необходимым удовлетворить запрос ребенка в катании дома. Для этого в спорткомплексе предусмотрена горка. Кстати, мамы и папы тоже могут ее опробовать. Она имеет вид усеченной пятигранной пирамиды, лежащей на боку. Внутри пирамиды можно укрепить полки и использовать их для хранения игрушек.

    Двумя гранями пирамиды, перпендикулярными друг другу, являются часть стены и пол. Третья грань, передняя, — вертикальная, состоящая из двух частей. Собственно горкой является пятая грань (угол наклона 30 градусов). Пирамида не имеет ни одного прямого и тем более острого угла, за которые ребенок мог бы зацепиться. Материалом пирамиды служат полированные плиты ДСП в тон имеющейся мебели. В качестве материала можно использовать и пластик.

    Упражнений на горке — множество. При этом стоит учесть, что в качестве тормоза и опоры при игре на пирамиде можно использовать ладони. При контакте с полированной поверхностью влага ладоней препятствует их скольжению. Не стоит кататься в обуви: исцарапанная поверхность горки ухудшает скольжение. Начинать надо с упражнений наиболее легких — в положении лежа. Например, взобравшись на верхнюю часть пирамиды по кроватке, малыш ложится ногами вниз на живот, не отрывая ладоней от поверхности катания. Затем поднимает руки — тело скользит вниз. В конце пирамиды ноги сгибаются — приземление.

    Следующее упражнение — лежа на животе лицом вниз. Оно выполняется так же, как предыдущее, только приземление осуществляется на прямые пружинящие руки. Это напоминает хождение на руках, когда партнер поддерживает ноги. Более сложным является катание, сидя ногами вниз. В этом случае развивается ощутимая скорость. Папы и мамы могут сами испытать это. Во время приземления ребенок должен успеть согнуть ноги. Для начала можно подстилать на месте приземления поролон.

    Предыдущее упражнение усложняется, если малыш примет упор присев. Вершиной искусства игры на горке будет катание стоя лицом вперед и в конечном счете — катание спиной вперед. Но делать это надо весьма осторожно и вначале со страховкой.

    Еще один снаряд — поясной лопинег. Он состоит из двух одинаковых вращающихся опор, надеваемых на стойки. Каждая опора состоит из корпуса, закрепляемого при помощи винта в отверстиях стоек. К держателям крепятся веревки детского страховочного пояса. Держатели смонтированы в подшипниках вращения и закреплены гайками. Рекомендую устанавливать поясной лопинг раз в неделю. Перекладина поднимается до верхних отверстий. Одновременно удобно заменить и кольца на трапецию. В этом случае вы вновь имеете снаряд для виса и снаряд для вращения.

    Если вы не слишком располнели и “впишетесь” в детский страховочный пояс, то советую и вам попробовать это интересное упражнение. Мой сын выполняет его так. Встав на стульчик, Олег надевает пояс так, чтобы он охватывал тело потуже. Стульчик убирается. Олег выпрямляется, поднимает руки в стороны-вверх и отталкивается от стоек вперед. Начав вращение головой вперед-вниз, он группируется: голову склоняет к груди, колени обхватывает руками.

    В таком положении заканчивается оборот. Затем все повторяется. Вначале я помогал сыну. В 6 лет он мог выполнять самостоятельно до 30 оборотов подряд. Аналогично выполняется это упражнение и назад. Первая половина оборота — тело прямое, вторая — в группировке. Голова отводится назад. Показывать и рассказывать ребенку ничего не надо: он сам освоит движение.

    В спортивных залах существует снаряд для лазанья — гимнастическая стенка. Научившийся ходить малыш может залезть на нее. Для этого не требуется особых навыков: ребенок перебирает ручками и ножками, как при ползании. Перед собой видит только стенку, пол где-то внизу, за спиной,— вроде бы никаких опасений. Неожиданно обернувшись, он может увидеть, что забрался высоко, испугаться, начать плакать и упасть.

    Поэтому установленная в спорткомплексе лесенка для развития равновесия ставится наклонно. Она протянута не вдоль стены, а через весь комплекс — от его нижнего дальнего угла к верхнему ближнему углу по большой диагонали. Это удлиняет общий путь лазанья до 4 м. Ребенок в любой момент хорошо видит высоту, на которой находится. Небольшой угол подъема (около 30 град.) дает возможность почувствовать свой предел высоты. Кроме того, пространственное расположение лестницы позволяет ее использовать как сверху, так и снизу.

    Лесенка имеет форму треугольника, вершина которого закреплена внизу, на уровне не выше 300 мм от пола. Ступеньки лестницы нанизаны горизонтально на стальной трос диаметром 6 мм. Они опираются на трубки одинаковой длины, также нанизанные на трос. Основание треугольника крепится вверху к опоре. Эта опора соединена домкратом с продольной горизонтальной балкой. Оба конца троса продеваются в отверстия опоры по канавкам коушей и закрепляются зажимными планками.

    Концы троса облуживаются. Для предотвращения преломления троса в середине вершина треугольника лесенки округлена. Для этого трос продевается внутрь согнутой полукольцом трубки. Трубка через стяжку соединена с кронштейном, который крепится к стенке 4 болтами. Стежка служит для регулирования провиса лесенки. Хочется особо подчеркнуть: не переусердствуйте с натяжением! Обратите внимание на цирковых канатоходцев. У них трос всегда чуть провисает.

    Если вы попытаетесь показать своему ребенку, как надо лезть, и сделаете это на чрезмерно натянутой лесенке, то можете, к его восторгу, завалиться вместе с ней. Поэтому не стоит вместо троса брать, скажем, кабель с алюминиевым проводом — он порвется или с медным — вытянется. Хитрость лесенки заключается в том, что она может иметь 5 зон балансирования: центральную и симметрично расположенные 2 внутренние и 2 внешние. Центральная зона — это сама лесенка. Неустойчивость проявляется в прилегающих к ней внутренних зонах. Меня очень интересовало, как сын с ними справится.

    Олег долго “делал круги” у кронштейна. Наконец взялся за боковины лесенки и наступил на кронштейн правой ногой. Толчок — и он уже поставил левую ногу на первую узенькую ступеньку. Огляделся. Пока ты над площадью лесенки, ты устойчив. “Посмотрим, что будет дальше”, — подумал я. Но вот Олег стал заносить правую ногу на вторую ступеньку и качнулся вправо. “Вот она, правая внутренняя зона”, — отметил я. Олег успел натянуть правую боковину вниз, а левую вверх, остановился в наклоне над правой внешней устойчивой зоной.

    Твердый кронштейн позади. Теперь предстояло сделать шаг до “живой” лесенки. Олег выровнялся на ней и стал подтягивать левую ногу, забыл перехватить руки повыше. Как и следовало ожидать, он начал клониться влево. Ступенька круто накренилась влево, и Олег кубарем свалился на пол. Расстояние было не более полуметра, падение получалось мягким. Сын улыбнулся. Я убедился, что лесенка учит не только балансировать, но и падать.

    После многократных попыток Олегу удалось пройти злополучные “начальные ступеньки”. Дальше было проще, ступеньки стали пошире и поворачивались не так круто. Зато какую награду получил удачливый верхолаз: он начал попадать на подвешенные повыше качели. Причем переход на них у сына со временем превратился в занимательное упражнение — “ныряние”. На самой верхней ступеньке он брался за боковины лесенки, и делал оборот вперед, и вис, как на перекладине. Небольшое усилие — и ноги на качелях. Потом ему удалось это сделать в обратной последовательности — с качелей влезть на лесенку через верхнюю ступеньку.

    Лесенка привлекательна еще и тем, что она связывает между собой все 10 снарядов спорткомплекса. Я спросил у побывавшего у нас в гостях 7-летнего Антона, какой снаряд ему понравился больше других. Ответ был: “Лесенка, потому что с нее можно попасть на любой снаряд!” Кроме того, сын пытался лазать по лесенке снизу. Вначале он повисал на ступеньке, до которой дотягивался с пола руками. Поджимая ножки, Олег перехватывал руками ступеньки пониже. Затем слезание начиналось с более высоких ступенек.

    Переходя к шестому любимому детьми движению — прыганию, напоминаю о вертикальных качелях и прыжковой лиане из толстой цилиндрической резины, подвешенной повыше. Взобравшись на нее, ребенок усаживается поудобнее и начинает качаться вверх-вниз, не касаясь пола. Прыжковая лиана потоньше и подлиннее. Помимо качания она используется и для прыжков, как это уже было описано.

    Для прыжков предназначен и комнатный батут. Его боковые стороны повторяют нижний периметр комплекса. Стойками перекладины они прижимаются к стене. Их “мягкий” вариант из стального троса крепится к стенам комнаты. Подкидывающую плоскость лучше изготовить из веревочной, например капроновой, сетки. Комнатный батут располагают под всеми снарядами комплекса. Он одновременно выполняет функции и гимнастического мата, и глушителя соскоков (внизу соседи). Высота батута незначительна, чтобы можно было оттолкнуться не только от батута, но и от пола. Иначе ребенок может привыкнуть к мягкой опоре.

    Второй не менее важной ролью батута является возможность спрыгнуть на него с одного снаряда и, оттолкнувшись, перелететь на другой. Упражнение имеет прямое отношение к перелезанию со снаряда на снаряд. Для лазанья в спорткомплексе большой выбор снарядов. Обычный канат, подвешенный за верхний конец, дополнен наклонным канатом, закрепленным за оба конца. Он, как и наклонная треугольная лестница, протянут через весь комплекс — от дальнего угла у пола к ближнему правому углу у потолка.

    Такое расположение придает ему сходство с лианой (мы называем его прямой лианой). Прыжковая лиана может быть использована и для лазанья. Стойка перекладины служит шестом, а подвески колец и качелей — канатами. На наклонной треугольной лесенке удается и балансировать, и лазать. Стоит обратить внимание на размер опорных частей снарядов. Лучше, если ладонь годовалого малыша может полностью обхватить перекладину. Кольца, подвески качелей, боковины лесенки — желательно, чтобы их диаметр был около 15 мм. Такой же толщины может быть и прыжковая лиана. Диаметр канатов и трапеции, которые предназначены для детей постарше, должен быть близок к 25 мм.

    Спорткомплекс можно упростить, поместив его, например, в дверном проеме. Он имеет некоторые преимущества: легче изготовить и смонтировать, занимает меньше места и стоит дешевле. Однако страдает качество занятий. Дверной проем ниже и без того невысокого потолка квартиры. Турник, водруженный на метровой высоте в дверном проеме, преградит вход в комнату. Самый существенный недостаток — занятия детей станут двухмерными.

    А ведь движение в трехмерном пространстве имеет для умственного развития огромное значение. Лазанье является мощным стимулом развития мозга. Может быть, стремление малыша залезть на стул, кровать, стол поэтому не случайно? А если лазать по резиновой лиане, стойкам перекладины, подвескам колец и качелей, наконец, по наклонной треугольной лесенке? Это, конечно, и интереснее, и полезнее, и безопаснее. Не мешает к тому же сделать и так, чтобы там, вверху, можно было посидеть, отдохнуть, покачаться.

    Для этого даже не нужны дополнительные приспособления. Надо лишь отдельно стоящие снаряды сблизить до такой степени, чтобы получилось “ветвистое” дерево, если хотите, “джунгли”. Однако сближение снарядов должно быть разумным, иначе “заросли” станут непроходимыми, вместо “леса” получится “забор”. Лучше всего, когда расстояние между снарядами от 0,5 до 1 м.

    Вот когда ребенок почувствует трехмерное пространство! С колец он может попасть на соседние качели, перекладину и вертикальные качели. С вертикальных качелей легко опустится на лесенку, либо перелетит на перекладину, либо подтянется до каната. После освоения некоторых перелезаний ребенок будет стремиться освоить новые цепочки снарядов.

    Какие мышцы тут только не напрягаются! Какой простор для умственного развития! Когда ребенок пытается перелезть по новой цепи снарядов, он комбинирует сначала в голове, а затем руками и ногами возможную последовательность снарядов. Оказывается, можно развивать комбинаторику, играя не только кубиками, но и… своим телом! Да еще и до школы! Оказывается, можно почувствовать и трехмерное пространство, и математику!

    Именно лазанье очень изменило сына. Овладев им к пяти с половиной годам, он уже через год был неузнаваем: раздались плечи, заметно налились силой мышцы тела, рук и ног мальчика. До 5 лет он нередко болел простудными заболеваниями. И вдруг они исчезли. Более того, в 6-летнем возрасте Олег стал выбегать босиком на заснеженный балкон.

    А по мере того как Олег становился здоровее, ему и двигаться хотелось все больше и больше. В 6 лет сын переплыл реку Хопер — приток Дона. В то дождливое лето ширина этой речки с быстрым течением была не менее 60 м. Плавание продолжил в секции. Но и спорткомплекса, и плавания ему оказалось недостаточно, и Олег захотел посещать секцию фигурного катания.

    Сын стал охотнее читать, увлекаться так называемыми развивающими играми Никитиных, конструировать, много рисовать — словом, лазанье стало ключом к разностороннему развитию мальчика, некогда приговоренного родовой травмой чуть ли не к инвалидности. У него установилось бодрое настроение. Появились уверенность в себе, оптимизм…

    Следует напомнить, что отсутствие у детей развитого социального мышления, связанного с формированием понятия “нужно”, исключает возможность перегрузки. Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно, столько, сколько позволяет интерес. А интерес будет до той поры, пока не наступит первый признак утомления. Оно погасит интерес. Тот самый интерес, который тянет висеть, вращаться, качаться и лазать. Если… родители не будут заставлять ребенка тренироваться снова и снова.

    Ни у меня, ни у жены не было времени не только для того, чтобы подолгу заниматься ребенком, но чтобы постоянно страховать его при занятиях на снарядах. Да так и было задумано. И дети обучались терпеливо и, как казалось, целеустремленно. Видимо, здесь проявлялся исследовательский рефлекс, свойственный всем детям.

    Страховка в ограниченном объеме может понадобиться немногим детям — есть же “сорвиголовы”. Кроме того, обязательно следует страховать детей, которых опекали в движении, а к занятиям на комплексе они приступили в возрасте старше 2 лет. Преимущественно страховка понадобится в самом начале освоения комплекса, и особенно таких снарядов, как прыжковая лиана и лиана-качели. Дело в том, что при нагрузке они растягиваются, уменьшаясь в диаметре. Пальчики ребенка воспринимают уменьшающийся диаметр как нечто ненадежное, ускользающее и сами собой разжимаются. Десятимесячная Оля, свободно висевшая до 10 сек. на перекладине и кольцах, тут же разжимала пальцы на прыжковой лиане. Следует последить и за первыми качаниями детей.

    Важно также не допускать перестраховки. Следует больше, чем принято, доверять ребенку. Кто сделает это, воспитает, на удивление своим осторожным соседям, более развитого умственно и физически ребенка. Спортивный комплекс, как это ни кажется странным, может быть эффективно использован для общения с ребенком, воспитания его нравственности. Ученые считают, что социализация личности начинается в ранний дошкольный период. До этой поры в голове ребенка, так сказать, “нравственный вакуум”. Заполняться он начинает, естественно, благодаря общению с членами семьи.

    Здесь очень может помочь спорткомплекс, создав условия для общения с ребенком в конкретном, живом деле. Если у взрослого не появится искреннего интереса к занятиям, а ребенку он будет указывать покровительственным тоном, как заниматься, то вряд ли добьется желаемого эффекта. Ни один ребенок не рождается с ощущением, что им должны понукать. Это ощущение тем более не появляется к 2—3 годам расцвета его творческих способностей.

    Именно в этот период ребенок — “гениальный лингвист”, “почемучка”, автор парадоксально глубоких мыслей, излагаемых в книге К. И. Чуковского “От двух до пяти”. У него острая жажда открывать для себя мир. Творческие возможности ребенка в этот период несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему только не хватает знаний взрослых. По-другому и быть не может, ибо в этот период малыш в основных чертах проходит путь всего человечества.








  • Масса и размеры тела
  • Кожа и волосяной покров
  • Тактильная болевая и температурная чувствительность
  • Обоняние и вкус
  • Зрение
  • Слух
  • Рефлексы и двигательная активность
  • Психическое развитие и воспитание
  • Своеобразие общения взрослого и младенца
  • Предречевое развитие
  • Первые привязанности
  • Мир младенца
  • Масса и размеры тела
  • Зрение
  • Слух
  • Движения тела
  • Движения рук
  • Ползание
  • Малыш учится вставать и ходить
  • Причины отставания в развитии двигательной активности
  • Деловые партнеры
  • Развитие взаимоотношений с окружающими
  • Общение и память
  • Масса и размеры тела
  • Развитие движений
  • Восприятие окружающего мира
  • О детской любознательности
  • Сверстник человек или игрушка
  • С чего начинается дружба
  • Действия с предметами
  • Как учить ребенка действовать с предметами
  • Как оценивать действия с предметом
  • Что дает ребенку речь
  • Подготовка к активной речи
  • Первое слово ребенка
  • Уход за больным ребенком
  • Несчастные случаи
  • Повреждения мягких тканей
  • Повреждение костей и суставов
  • Черепно мозговые травмы
  • Ожоги
  • Отморожения
  • Отравления
  • Утопление
  • Удушье
  • Инородное тело
  • Адреногенитальный синдром
  • Алалия
  • Аллергия пищевая
  • Альбинизм
  • Амиотрофия спинальная врожденная
  • Анемия
  • Асфиксия новорожденного
  • Афазия
  • Бедренной кости перелом
  • Билирубиновая энцефалопатия
  • Видемана Беквита синдром
  • Вильямса синдром
  • Витилиго
  • Аутогенная тренировка во время беременности
  • Гимнастические комплексы для беременных
  • Сроки прорезывания молочных зубов (полчелюсти)
  • Календарь профилактических прививок (плановая вакцинация)
  • Суточные наборы продуктов для детей
  • Целебные свойства овощей и фруктов
  • Приготовление детской пищи (первый год жизни)
  • Признаки доброкачественности продуктов
  • Примерные комплексы упражнений для детей
  • Здоровые недоношенные дети
  • Обучение плаванию в домашней ванне
  • Стадион в квартире

  • © 2010 Mama.tcoa.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!