Приложения - Обучение плаванию в домашней ванне.

  • Вы хотите иметь ребенка
  • Строение и функции половой системы женщины
  • Физиология половой жизни (нормальное функционирование)
  • Возрастные особенности
  • Нарушение функционирования
  • Расстройства менструальной функции
  • Воспалительные процессы в половых органах
  • Пороки развития и аномалии положения половых органов
  • Строение и функции половой системы мужчины
  • Физиология половой системы (возрастные особенности)
  • Можете ли вы стать родителем
  • Признаки беременности
  • Внутриутробное развитие ребенка
  • Плацента
  • Физиология беременной женщины
  • Патологическая беременность
  • Влияние неблагоприятных факторов
  • Гипертоническая болезнь
  • Пороки сердца
  • Гипотония
  • Сахарный диабет у матери
  • Ожирение
  • Несовместимость крови матери и плода
  • Ранний токсикоз
  • Причина наступления родов
  • Предвестники родов
  • Подготовительный период
  • Начало родов
  • Собственно роды
  • Как правильно вести себя во время родов
  • Роды дома и домашние роды
  • Если роды начались в дороге
  • Роды в воду
  • Особенности послеродового периода
  • Как прибывает молоко
  • Осложнения при грудном вскармливании
  • Можно ли кормить грудью если мать больна
  • Питание кормящей матери
  • Грудное вскармливание и лекарства
  • Допустимые нагрузки
  • Гости
  • Первые трудности
  • Как вновь стать красивой
  • Вы начали полнеть
  • Адаптация и родовой стресс
  • Оценка состояния новорожденного
  • Масса и размеры тела
  • Кожа
  • Волосяной покров тела и ногти
  • Голова и лицо
  • Нос
  • Глаза
  • Уши
  • Полость рта
  • Грудная клетка
  • Живот
  • Половые органы и молочные железы
  • Сердце и система кровообращения
  • Дыхание
  • Эндокринная система
  • Костно мышечная система
  • Стул
  • Масса и размеры тела
  • Зрение
  • Слух
  • Движения и управление телом
  • Психическое развитие и воспитание
  • Поощрение любознательности
  • Режим дня
  • Грудное вскармливание
  • Смешанное и искусственное вскармливание
  • Сцеживание и хранение молока
  • * Все статьи и разделы
     


    Обучение плаванию в домашней ванне.

    ---- Первый период (с 3 недель до 2 месяцев).

    В этом периоде обучения родители осваивают шесть способов поддержки ребенка на воде и учатся применять их. Пять из них выполняются, когда ребенок и учитель находятся в ванне, шестой — когда учитель стоит рядом с ванной. При всех способах поддержки нужно добиваться, чтобы тело ребенка располагалось в воде горизонтально и было полностью (за исключением лица) погружено в воду. Поддержка “солдатиком” выполняется сидящей в ванне мамой. Левой рукой она поддерживает голову ребенка, лежащего поперек ванны, правой — обхватывает сверху нижнюю часть его туловища.

    При поддержке “подводной подушкой” руки сидящей в ванне матери вытянуты вперед, ладони соединены мизинцами внутрь, большими пальцами наружу. Ребенок лежит на спине вдоль ванны и располагается на вытянутых руках матери. Голова его упирается в ее грудь. Соединенные ладони на первых занятиях подводятся под бедра младенца, позже — под таз, потом — под спину и в конце первого периода — под затылок.

    “Отдых в полувертикальном положении” осуществляется, когда малыш спинкой и затылком опирается на грудь и плечо матери, а ее согнутая под прямым углом левая рука поддерживает ребенка. Правой рукой мама поливает водой его головку или показывает ему игрушки.

    Поддержка “двойным замком” в положении на груди выполняется, как и предыдущая, только ладони матери находятся под грудью ребенка, а большие пальцы обхватывают сверху плечи и часть спины, подбородок ребенка при этом поддерживается областью лучезапястных суставов. Поддержка “дугой” производится в положении ребенка па животе. Его подбородок удерживается дугой, которую образуют разведенный большой и сомкнутые четыре остальных пальцы левой руки. Правая рука подводится под животик малыша.

    “Отдых в положении стоя” заключается в переводе тела ребенка в вертикальное положение. Левой рукой с растопыренными пальцами мать поддерживает грудь и подбородок малыша (большим и указательным пальцами), а правой рукой — голову сзади. Когда освоены первые поддержки (а в них лучше предварительно потренироваться на столе с мягкой куклой), можно приступить к выполнению простейших упражнений на воде.

    Продолжительность первого занятия составляет 10–15 минут. Затем каждый день ее увеличивают на 10–15 секунд. Температура воды во время первых занятий обычно равна 37 °С. Постепенно она снижается на 0,5 °С к пятому занятию, а на девятом занятии она составляет уже 36° С, па четырнадцатом — 35,4 °С, на двадцатом — 35 °С и на двадцать четвертом — 34 °С. По мнению проф. И. А. Аршавского, температура воды уже на первых занятиях не должна превышать 32–34 °С, поскольку “более теплая вода снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности” ребенка.

    Если первые поддержки вы выполняете уверенно, можно приступать к простейшим упражнениям в ванне при поддержке “солдатиком”. Они заключаются в опускании ног и туловища ребенка вниз и возвращении их в горизонтальное положение. Упражнения повторяют несколько раз в различном темпе.

    С помощью поддержки “подводной подушкой” вы покачиваете ребенка вверх-вниз. Боковые покачивания выполняются при поддержке “двойным замком” в положении ребенка на спине, размах их увеличивается постепенно до поворота на бок. Повторяются поддержки поочередно 2–3 минуты, затем следует отдых в течение 1 минуты, в полувертикальном положении младенца.

    На третьем — пятом занятиях к покачиванию в положении на спине прибавляются покачивания из положения на груди. Их выполняют при поддержке “двойным замком”. Этот вид покачивания чередуется с освоенным ранее. К покачиваниям присоединяются проводки по поверхности воды от одного конца ванны до другого и обратно. Постепенно проводки усложняются и тогда выполняются поочередно: ребенок сначала движется головой вперед вдоль ванны, затем по кругу, потом восьмеркой.

    С десятого-одиннадцатого занятия малыша учат отталкиваться ногами от края ванны, для чего его поворачивают у самого края так, чтобы согнутыми ногами малыш упирался в него. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда он достигнет противоположного края ванны, там повторяются те же действия. Это продолжается 2–3 минуты, затем после очередной минутной паузы выполняется серия простых проводок (прямых, по кругу, восьмеркой) и снова делается пауза для отдыха, потом опять выполняются проводки с отталкиванием ногами.

    С пятнадцатого-шестнадцатого занятия при проводках на спине начинают использовать поддержку “ложкой”, когда поддерживается только голова ребенка ладонью правой руки, сложенной ложкой. Через несколько занятий затылок ребенка поддерживается растопыренными пальцами, а с двадцатого занятия, когда малыш уже овладевает умением свободно лежать на воде, — только кончиками двух-трех пальцев. К этому времени усложняются и проводки в положении на груди. Начинают использовать вариант поддержки “дугой” с помощью одной руки, когда удерживается только подбородок ребенка.

    Продолжительность проводок в одном положении к концу первого периода обучения доводится до 4 минут, после чего ребенок отдыхает, а положение меняется. Примерно после двадцатого занятия малыша начинают приучать к постепенному погружению в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой “дугой” малыша сначала на 1 секунду, потом на 2–3 погружают в воду до уровня носа. Если он хорошо задерживает дыхание, его начинают обучать нырять по команде.

    Ребенка переводят в вертикальное положение, после счета “Раз, два, три” подается команда “Ныряй”, и его погружают несколько раз на 4–5 секунд в воду до уровня носа, затем 2–3 раза до уровня глаз на 3–5 секунд. Перерывы между отдельными ныряниями — 6–8 секунд, в течение одного занятия допускается не более 5–6 погружений.

    Упражнения в воде усложняются постепенно: увеличивается число их повторений, быстрота выполнения, продолжительность занятий и нагрузка в целом. Чтобы не допустить переохлаждения ребенка, немедленно после появления вялости, нежелания выполнять упражнения, синюшного окрашивания губ, “гусиной кожи” занятия нужно сразу прекратить.

    ---- Второй период (3–4 месяца):

    Этот период обучения состоит из 40–50 занятий, температура воды в ванне постепенно снижается до 33 °С. Используются приспособления в воде “чепчика русалки”, “ожерелья русалки”, “пояса Нептуна”, помогающие малышу держаться на воде. Их можно изготовить самим. “Чепчик русалки” — это обычная полотняная шапочка, завязывающаяся под подбородком, по краю ее крепятся нарезанные кубиками кусочки пенопласта. Используется она при плавании на спине.

    “Ожерелье русалки” представляет собой обшитую полотном ленту пенопласта, которая укрепляется на шее ребенка при плавании на груди. “Пояс Нептуна” — маленькая надувная подушка, укрепляемая на спине. Вместо этой подушки можно использовать обычную резиновую грелку, на которую надет матерчатый чехол.

    Перед занятиями выполняются массаж и гимнастические упражнения, чтобы подготовить ребенка к плавательным движениям. Они не заменяют и не исключают гигиенических массажа и гимнастики. В начале второго периода массаж делают в течение 4–5, к концу — 6–7 минут: поглаживание и легкое растирание от периферии к центру конечностей, затем спины, груди, живота. Заканчивается массаж коротким отдыхом (1–2 минуты), после чего переходят к гимнастике.

    Она включает в себя те движения, которые осваиваются ребенком в воде. Это попеременное поднимание и опускание вытянутых ног (по 15–20 движений от 3 до 8 раз с отдыхом на 30 секунд), сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах — “велосипед” (частота повторений та же), одновременное сгибание 8–10 раз обеих ног в коленных и тазобедренных суставах с дальнейшим разведением коленей в стороны и выпрямлением ног — “лягушка” из положения на спине и животе (в последнем варианте ноги от середины бедер находятся за пределами стола). Повторяются от 4 до 8 раз.

    Упражнения для рук также имитируют плавательные движения. Выполняются они из положения лежа на спине (попеременное поднимание и опускание прямых рук; поочередное подтягивание к груди рук, согнутых в локтевых и лучезапястных суставах) и из положения на животе с вытянутыми в стороны руками (одновременные гребковые движения вниз, вверх и опять в стороны; попеременное движение вниз и вверх вытянутых вперед рук; при этом руки до середины предплечий находятся за пределами стола).

    Из этого же положения выполняются разведения рук в стороны, сгибание в локтевых суставах и возвращение в исходное положение; попеременное поднимание рук, сгибание их в локтевых суставах и возвращение в исходное положение. Все движения выполняются, как правило, сериями по 8–10 раз и повторяются от 3 до 5 раз с минутными перерывами между сериями.

    Упражнения для туловища представляют собой разведения выпрямленных рук в стороны и слегка вверх с возвращением в исходное положение, когда согнутые руки лежат на груди; поднимание под прямым углом выпрямленных ног из положения лежа на животе; легкое приподнимание головы и туловища ребенка правой рукой матери 5–6 раз с паузой 5 секунд. Левая ее рука при этом поддерживает область тазобедренных суставов малыша.

    После гимнастики ребенок 1–2 минуты отдыхает, затем его опускают в ванну. Во втором периоде обучения добавляются новые виды поддержек. Поддержка “ковшом”, применяемая при проводках в положении на груди, осуществляется правой ладонью матери, подложенной под грудь малыша, подбородок которого упирается в ее предплечье. Пальцы ладони при этом растопырены.

    Поддержка “обхватом сзади” выполняется двумя руками, положенными под мышки ребенка (большие пальцы — на спине, остальные — на груди). Поддержка “лицом к лицу” аналогична предыдущей, только большие пальцы располагаются на ключицах ребенка, остальные — на спине. Занятия в ванне в начале этого периода состоят из проводок и скольжения. При проводках в положении на спине голову ребенка поддерживают одной рукой или только пальцами, пытаясь оставлять ее на несколько секунд без поддержки.

    В конце второго периода постепенно увеличивается время самостоятельного плавания, когда мать отнимает свои пальцы от головы малыша и он свободно лежит на воде. Если это еще трудно ребенку, то можно ему помочь, используя подвески, которые к тому же облегчают нагрузку матери, так как избавляют ее от необходимости все время наклоняться над ванной. Подвески — это широкие (3–4 см) полоски плотной ткани. Их подводят под затылок, а если нужно, то под живот плавающего на груди малыша.

    На последних занятиях этого периода приступают к движениям в воде. Сначала это упражнение “велосипед” (головка ребенка удерживается на поверхности воды “чепчиком русалки” и подвеской, подведенной под затылок, которую держит помощник), потом кроль (попеременное движение вытянутыми ногами), затем брасс (одновременное сгибание ног в коленных суставах с последующим разведением коленей, выпрямлением и смыканием ног). Эти упражнения повторяются и во время прямых проводок. При плавании на груди выполняются те же движения (головка малыша поддерживается “ожерельем русалки”).

    ---- Третий период (5–6 месяцев):

    Этот период обучения состоит из 50–60 занятий. Продолжительность каждого из них 40–45 минут. Ребенок должен освоить активные плавательные движения ногами и руками. Занятиям в ванне, как и прежде, предшествуют массаж и гимнастика.

    В ванне малыш лежит на спине уже самостоятельно. Если это не получается, используется “чепчик русалки” или подвеска. При положении на груди можно применять “пояс Нептуна” или слегка поддерживать ребенка под подбородок или живот. Мать берет ребенка за стопы и проводит плавательные движения для ног сначала в положении на спине, потом на животе. С восьмого — десятого занятия они чередуются с упражнениями для рук.

    В положении на спине прямые руки вытянуты в стороны и немного вверх. Стоя со стороны головы ребенка и охватив его руки за локти, мать одновременно двигает ими 8–10 раз, загребая воду вниз к туловищу, а дальше вверх по воздуху в исходное положение. Такие серии движений повторяются от 4 до 8 раз с 15–20-секундным отдыхом.

    Второе упражнение выполняется из положения на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Взяв их за предплечья, мать попеременно нажимает ладонями малыша на воду, продвигая его руки вниз на 45–50 °С и обратно. Когда одна рука идет вниз, вторая движется вверх — так выполняются серии из 20–30 движений от 4 до 8 раз с 15–20-секундным отдыхом между ними. Третье упражнение для рук напоминает “велосипед” и выполняется в таком же ритме.

    Затем ребенок переворачивается на грудь (поддерживается “поясом Нептуна” или подвеской), и опять выполняются те же виды движений для рук (гребок вытянутыми вперед руками в стороны на 50–60 °С, опускание нажиманием на воду повернутых вниз ладоней ребенка на 45–50 °С, глубокие поочередные гребки вытянутой рукой с последующим ее сгибанием в локте и возвращением в исходное положение).

    Внимательно присматриваясь к маленькому “пловцу”, необходимо выяснить, какие из плавательных движений удаются ему лучше, и тогда повторять только их. К концу третьего периода рекомендуем стимулировать самостоятельное плавание младенца. Мать проводит с ним несколько движений, затем подталкивает его вперед, чтобы он сам продолжал плыть, повторяя эти движения. Такие попытки делаются по 10–15 раз за занятие, пока ребенок не станет самостоятельно двигать ногами и руками.

    Стимулировать эти действия можно с помощью игрушек, которые следует помещать на небольшом расстоянии перед “пловцом”, он будет стремиться их достать, а значит, и проплывать какое-то расстояние. Совершенствуется и ныряние. Если раньше ребенок нырял из положения стоя или лежа на груди, то теперь его приучают к погружению из положения на спине. Под привычную команду “Ныряй!” слегка нажимают на лежащего или находящегося в состоянии прямой проводки малыша так, чтобы его лицо на 4–5 секунд погрузилось в воду.

    Годится для этой цели и упражнение “качели”, когда лежащего на груди ребенка при поддержке его одной рукой под подбородок, а другой обхватом сверху под таз раскачивают сначала из стороны в сторону, а затем быстро погружают в воду и несколько раз в течение 5 секунд проводят по ней от одного конца ванны в другой. После 5–6 занятий можно попробовать оставить малыша на середине ванны, чтобы он сам доплыл до ее конца, где его подхватят руки матери. После нескольких подобных повторений ребенок самостоятельно выныривает на поверхность.

    ---- Четвертый период (7–9 месяцев):

    Период обучения состоит из 50–60 занятий, во время которых нужно стараться предоставлять малышу максимум самостоятельности, помогать ему следует только в самых трудных ситуациях. Отдых в этом периоде активный в виде ходьбы по дну ванны. Вода при этом доходит до плеч ребенка. При ходьбе малыша сначала ведут за обе руки, затем за одну. Для стимуляции ходьбы используют игрушки, закрепленные на передвигающейся рейке, за которую ребенок может держаться. Занятия обычно начинают с ходьбы (4–5 минут), и ею же они заканчиваются.

    Большое внимание уделяется совершенствованию самостоятельного плавания. “Чепчик русалки”, “ожерелье русалки” и “пояс Нептуна”, поддерживающие головку малыша над поверхностью воды, уже практически не нужны. Чуть поддерживая ребенка растопыренными пальцами под грудь, подталкивают его вперед. В этот момент пальцы отнимают, и он обычно совершает плавательные движения ногами и руками. Если малыш этого не делает, мать начинает двигать его ножки.

    Стимулируют самостоятельное плавание игры с использованием яркой игрушки, к которой ребенок тянется. Для обучения нырянию полезно упражнение “спасение утопающего”, когда ребенок встает в ванне, на дно ее опускается потопляемая игрушка так, чтобы он это видел. Мать при этом командует: “Ныряй!” Если малыш сам не ныряет, его слегка подталкивают, а затем помогают найти и поднять утонувшую игрушку. После нескольких повторений ребенок ныряет и находит ее сам.

    Стимулировать движения в воде помогает воздушный шарик, который мать толкает к ребенку, показывая ему, чтобы он делал так же, и другие игры, основанные на способности маленького ребенка к подражательным действиям. В целом занятия плаванием в четвертом периоде строятся так: ходьба по дну ванны (15 минут), 2 раза по 3–4 минуты свободное плавание на спине, затем на груди, совершенствование плавательных движений с помощью матери (10 минут).

    Затем следуют упражнения на погружение в воду — от 6 до 8 с отдыхом после каждого из них в течение 15–20 секунд. Если упражнение выполняется в горизонтальном положении, ребенок отдыхает в вертикальном, и наоборот. К концу этого периода 8–9-месячный младенец свободно плавает на спине до 10 минут, на груди (с легкой поддержкой) — до 5 минут, по команде ныряет и самостоятельно всплывает.

    ---- Пятый период (10–12 месяцев):

    Этот период длится до тех пор, пока ребенок может плавать в домашней ванне. Продолжительность одного занятия 50–60 минут, температура воды постепенно снижается до 30 °С. Совершенствуется самостоятельное плавание на спине и груди, ныряние в поисках опущенной на дно игрушки. Во время отдыха ребенок ходит по дну ванны. Его учат также выдыхать в воду. Для чего сначала показывают, как дуть на воду, предлагая повторить это действие.

    Потом делают выдох в воду с погружением в нее рта и побуждают ребенка подражать взрослому. К концу занятий малыша обучают также и плаванию в легкой одежде (сначала в трусиках, потом в рубашке или платьице, а затем к ним добавляют носки, чулки и даже летнюю обувь). Это делается для того, чтобы ребенок в будущем, если ему доведется оказаться в воде случайно, мог удержаться какое-то время на ее поверхности.

    Для усиления закаливающего действия воды в конце занятий используют методику так называемого “холодного пятна”. Когда ребенок находится в головном конце ванны, открывают кран холодной воды. Малыша, поддерживая под мышки, сначала 4–6, а затем 8–12 раз проводят по ванне поочередно грудью, а затем спиной вперед в сторону открытого крана и обратно. Конечно, если малыш недоволен, сопротивляется, то число проводок сокращается или “холодное пятно” делают меньше, прикрывая кран.

    В тех случаях, когда к занятиям по обучению плаванию приступают не с 1-го месяца жизни, а позже (с 3–4 месяцев), то их также проводят поэтапно, только продолжительность каждого периода несколько сокращают. Когда размеры домашней ванны не позволяют продолжать в ней плавание, занятия следует перенести, как мы уже говорили, в бассейн детской поликлиники или территориального физкультурно-оздоровительного комбината.








  • Масса и размеры тела
  • Кожа и волосяной покров
  • Тактильная болевая и температурная чувствительность
  • Обоняние и вкус
  • Зрение
  • Слух
  • Рефлексы и двигательная активность
  • Психическое развитие и воспитание
  • Своеобразие общения взрослого и младенца
  • Предречевое развитие
  • Первые привязанности
  • Мир младенца
  • Масса и размеры тела
  • Зрение
  • Слух
  • Движения тела
  • Движения рук
  • Ползание
  • Малыш учится вставать и ходить
  • Причины отставания в развитии двигательной активности
  • Деловые партнеры
  • Развитие взаимоотношений с окружающими
  • Общение и память
  • Масса и размеры тела
  • Развитие движений
  • Восприятие окружающего мира
  • О детской любознательности
  • Сверстник человек или игрушка
  • С чего начинается дружба
  • Действия с предметами
  • Как учить ребенка действовать с предметами
  • Как оценивать действия с предметом
  • Что дает ребенку речь
  • Подготовка к активной речи
  • Первое слово ребенка
  • Уход за больным ребенком
  • Несчастные случаи
  • Повреждения мягких тканей
  • Повреждение костей и суставов
  • Черепно мозговые травмы
  • Ожоги
  • Отморожения
  • Отравления
  • Утопление
  • Удушье
  • Инородное тело
  • Адреногенитальный синдром
  • Алалия
  • Аллергия пищевая
  • Альбинизм
  • Амиотрофия спинальная врожденная
  • Анемия
  • Асфиксия новорожденного
  • Афазия
  • Бедренной кости перелом
  • Билирубиновая энцефалопатия
  • Видемана Беквита синдром
  • Вильямса синдром
  • Витилиго
  • Аутогенная тренировка во время беременности
  • Гимнастические комплексы для беременных
  • Сроки прорезывания молочных зубов (полчелюсти)
  • Календарь профилактических прививок (плановая вакцинация)
  • Суточные наборы продуктов для детей
  • Целебные свойства овощей и фруктов
  • Приготовление детской пищи (первый год жизни)
  • Признаки доброкачественности продуктов
  • Примерные комплексы упражнений для детей
  • Здоровые недоношенные дети
  • Обучение плаванию в домашней ванне
  • Стадион в квартире

  • © 2010 Mama.tcoa.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!